В ноябре-декабре 2020 года в Иркутске и Слюдянке прошли игры проекта «Сподвижники – социальная образовательная игра на основе инженерных практик», реализуемого центром интеллектуальных игр «Креативные игры» при поддержке фонда президентских грантов. Проект «Сподвижники» — победитель первого конкурса президентских грантов 2020 года.
 
Целью игры является освоение навыков результативного взаимодействия различных государственных и общественных структур, изучение различных социальных ролей. Игра представляет собой трехдневную проектную смену, в рамках которой участникам предстояло проверить себя в роли различных социальных институтов, моделируя их работу и взаимодействие при реализации проектной задачи. Каждый участник в течение игры меняет пять социальных ролей и учится выстраивать деятельность для получения оптимально возможного результата. В качестве проектной задачи детям предлагалось создать машину Голдберга. В процессе игры участникам предстояло пройти путь от абстрактного запроса потребителя на «эстетическое удовольствие от шоу» до запуска механизма и его приемки по разработанным самими участниками требованиям, оценки результата и рефлексии деятельности. И на этом пути школьников ждало много удивительных открытий: про себя, про понимание процессов окружающего мира, про взаимодействие с окружающими.
 
Основные фиксации детей после игры:
 
— Мы не умеем работать без внешнего контроля и без рамки правильно/не правильно. Попав в ситуацию, где все зависит от нас самих, мы потерялись и не знали, как распорядиться свободой. Необходимо поработать над самостоятельностью и инициативностью;
— Законотворчество должно опираться на мнения профессионалов. Есть возможность влиять на создание норм – влияй, иначе это может быть сделано как попало, а применять тебе;
— Голосование – это не просто коллективное поднимание рук. Отдать голос, как поставить свою подпись под результатом;
— Роль в команде (обществе) – не просто красивое название, а набор специфических требований к твоим навыкам. Хорошо, когда роль по плечу;
— Хороший результат там, где есть диалог и компромисс между всеми сторонами. Договориться выгоднее, чем тянуть одеяло на себя;
— Коммуникация – это трудно. Но очень нужно.
 
Директор лицея № 36 ОАО «РЖД» Ольга Станиславовна Штепина на рефлексивной сессии отметила, что проведение подобных игр дает возможность по-иному увидеть насколько эффективно работают применяемые в школе технологии. Непривычный формат взаимодействия с детьми демонстрирует сильные и слабые стороны подготовки, открывает новые точки роста как для детей, так и для педагогов. Игра имеет сильный комплексный эффект – и как мониторинг метапредметных навыков, и как инструмент их формирования. По итогам игры все сделали свои выводы: школьники о своих сильных сторонах и дефицитах, лицей – о том, каким образом можно скорректировать свою работу для более успешного развития потенциала обучающихся. Вместе с тем, игра повысила уровень профессиональных навыков педагогов, принявших в ней участие. 
 
Михаил Шкрабо, руководитель проекта, директор центра «Креативные игры»:
 
«Игра в первую очередь про универсальные навыки, про то, что сейчас модно называть «Навыки 21 века», Soft-skills. Наш проект — это креативный и экстремальный способ развития этих навыков. В отличие от изучения школьных предметов, тут невозможно прочитать книжку и научиться выстраивать отношения с окружающими, невозможно послушать лекцию про коммуникацию и овладеть этим инструментом, невозможно стать креативным, посмотрев видео на YouTube. Мы создаем ситуации, в которых дети внезапно для себя в интересной и безопасной обстановке сталкиваются с острым дефицитом навыков, осознают его и получают возможность совершенствовать себя».

 
Реализация проекта будет продолжаться, результатом первого этапа проекта, реализованного при поддержке фонда президентских грантов, стали апробированные материалы для масштабирования проекта и большой игровой набор. Команда проекта работает над привлечением ресурсов для распространения успешного опыта в образовательных учреждениях Иркутской области.